dc.contributor.author |
Бородулькина, Т.А.
|
|
dc.contributor.author |
Borodulkina, T.O.
|
|
dc.date.accessioned |
2021-12-24T12:00:52Z |
|
dc.date.available |
2021-12-24T12:00:52Z |
|
dc.date.issued |
2019 |
|
dc.identifier.citation |
Бородулькина Т.А. Эмпирическое исследование психосемантики детского рисунка: вальдорфский эксперимент / Т.А. Бородулькина // Інсайт: психологічні виміри суспільства. – Херсон, 2019. – Вип.2. – С. 44-51. - DOI: http://doi.org/10.32999/2663-970X/2019-2-6 |
uk_UA |
dc.identifier.other |
УДК 159.922.7 |
|
dc.identifier.uri |
https://er.dduvs.edu.ua/handle/123456789/7335 |
|
dc.description.abstract |
В статье представлены результаты психосемантического анализа детских рисунков. Мы сравнили рисунки школьников двух типов классов – общеобразовательных и классов вальдорфского направления – Всеукраинского экспериментального учебного заведения Запорожской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 66, в которой проводится экспериментальное исследование на тему «Обеспечение психического здоровья детей средствами вальдорфской педагогики» (Приказ МОНУ №1509 от 24.12.2014 г.). В нашем поисковом лонгитюдном сплошном исследовании мы опираемся на предположение о том, что та или иная педагогическая система оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка; а результаты такого влияния можно отследить с помощью анализа детских рисунков, опираясь не столько на общепринятые формальные, сколько на психосемантические показатели (содержание, контекст) рисунка. Изучение психосемантических особенностей детских рисунков проводилось нами в течение трех лет. На разных этапах исследования было задействовано от 116 до 165 учащихся параллелей 1-4 классов в возрасте от 6 до 13 лет. Психосемантический анализ осуществлялся на материале 5070 детских рисунков, полученных в результате проведения методики «Рисунок человека» и Теста дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса (в модификации Е.Е. Туник). Результаты анализа показали, что для рисунков учащихся классов вальдорфского направления наиболее характерны: бо́льшая масштабность; сюжетная линия; больше признаков движения. Для рисунков детей из общеобразовательных классов более характерно изображение абстрактных рисунков, отдельных предметов без какого-либо фона, отсутствие сюжетной линии и признаков движения. Такие особенности рисунков, отражают то, что учащиеся классов вальдорфского направления чаще переживают мир и себя в нем в целостности, единстве и в живом взаимодействии с ним; тогда как учащиеся общеобразовательных классов больше воспринимают мир не через переживание единства с ним, а через восприятие отдельных его компонентов; воспринимают себя в этом мире как нечто отдельное. |
uk_UA |
dc.language.iso |
other |
uk_UA |
dc.publisher |
Херсонський державний університет |
uk_UA |
dc.relation.ispartofseries |
DOI 10.32999/2663-970Х/2019-2-6; |
|
dc.subject |
психосемантический анализ |
uk_UA |
dc.subject |
рисунки |
uk_UA |
dc.subject |
педагогическая система |
uk_UA |
dc.subject |
экспериментальное учебное учреждение |
uk_UA |
dc.subject |
вальдорфская педагогика |
uk_UA |
dc.title |
Эмпирическое исследование психосемантики детского рисунка: вальдорфский эксперимент |
uk_UA |
dc.title.alternative |
The empirical study of psychosemantics of children's drawing: waldorf experiment |
uk_UA |
dc.type |
Article |
uk_UA |