Please use this identifier to cite or link to this item:
https://er.dduvs.edu.ua/handle/123456789/7335
Title: | Эмпирическое исследование психосемантики детского рисунка: вальдорфский эксперимент |
Other Titles: | The empirical study of psychosemantics of children's drawing: waldorf experiment |
Authors: | Бородулькина, Т.А. Borodulkina, T.O. |
Citation: | Бородулькина Т.А. Эмпирическое исследование психосемантики детского рисунка: вальдорфский эксперимент / Т.А. Бородулькина // Інсайт: психологічні виміри суспільства. – Херсон, 2019. – Вип.2. – С. 44-51. - DOI: http://doi.org/10.32999/2663-970X/2019-2-6 |
Issue Date: | 2019 |
Publisher: | Херсонський державний університет |
Keywords: | психосемантический анализ рисунки педагогическая система экспериментальное учебное учреждение вальдорфская педагогика |
Series/Report no.: | DOI 10.32999/2663-970Х/2019-2-6; |
Abstract: | В статье представлены результаты психосемантического анализа детских рисунков. Мы сравнили рисунки школьников двух типов классов – общеобразовательных и классов вальдорфского направления – Всеукраинского экспериментального учебного заведения Запорожской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 66, в которой проводится экспериментальное исследование на тему «Обеспечение психического здоровья детей средствами вальдорфской педагогики» (Приказ МОНУ №1509 от 24.12.2014 г.). В нашем поисковом лонгитюдном сплошном исследовании мы опираемся на предположение о том, что та или иная педагогическая система оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка; а результаты такого влияния можно отследить с помощью анализа детских рисунков, опираясь не столько на общепринятые формальные, сколько на психосемантические показатели (содержание, контекст) рисунка. Изучение психосемантических особенностей детских рисунков проводилось нами в течение трех лет. На разных этапах исследования было задействовано от 116 до 165 учащихся параллелей 1-4 классов в возрасте от 6 до 13 лет. Психосемантический анализ осуществлялся на материале 5070 детских рисунков, полученных в результате проведения методики «Рисунок человека» и Теста дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса (в модификации Е.Е. Туник). Результаты анализа показали, что для рисунков учащихся классов вальдорфского направления наиболее характерны: бо́льшая масштабность; сюжетная линия; больше признаков движения. Для рисунков детей из общеобразовательных классов более характерно изображение абстрактных рисунков, отдельных предметов без какого-либо фона, отсутствие сюжетной линии и признаков движения. Такие особенности рисунков, отражают то, что учащиеся классов вальдорфского направления чаще переживают мир и себя в нем в целостности, единстве и в живом взаимодействии с ним; тогда как учащиеся общеобразовательных классов больше воспринимают мир не через переживание единства с ним, а через восприятие отдельных его компонентов; воспринимают себя в этом мире как нечто отдельное. |
URI: | https://er.dduvs.edu.ua/handle/123456789/7335 |
Appears in Collections: | Бородулькина Т.А. Наукові статті НАУКОВІ СТАТТІ пп |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
Бородулькіна_стаття_ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОСЕМАНТИКИ ДЕТСКОГО РИСУНКА_ВАЛЬДОРФСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.pdf | 438,16 kB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.